Основными
особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и
традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно
живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому
предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в
быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем,
заваривание чая и разливание его гостям является исключительной
прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или
ужин и приходить вовремя.
Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости
для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами.
С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая
правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во
время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на
работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины
обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе.
Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное
внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо
занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от
входа, тем оно почетнее.
Обряды
Обряды
узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса
слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей,
которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и
многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям.
Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением
и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют
обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи,
хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба).
Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более
древними формами, связанными с магической практикой. С принятием ислама
многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков
вошли мусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздничным
днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой).
Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной
жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в
которой принимало участие исключительно мужское население.
Бешик-туйи
Бешик-туйи
("деревянная колыбель") - ритуальное празднество, связанное с первым
укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и
распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие
проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных
областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в
семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с
малым достатком проводят его скромно. Бешик ("колыбель") и необходимые
для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери
младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и
игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки.
Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятся в транспортное
средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна
отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешик сначала
берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правое плечо
сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все
помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой.
Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану (столу) и
пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней
комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания
ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к
младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на
бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости
расходятся по домам.
Хатна-килиш
Хатна-килиш
- еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи).
Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, в редких случаях -
в 11-12 лет. Проведение сунната контролируется со стороны
общественности. С момента рождения мальчика родители начинают
приготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За
несколько месяцев до ритуала, который часто называют также "свадьба"
("туй"), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники
и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это
поручается сделать многодетным женщинам. Перед свадьбой читается Коран
в присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников.
Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы
благословляют мальчика. После этого начинается большая "свадьба".
Перед самой "свадьбой" на мальчика в присутствии соседей, старцев,
родственников надевают подарки. В прошлом принято было дарить
жеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне он
мужчина - воин. Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами и
сладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот же
день в кругу женщин проводится "тахурар" - укладывание одеял, подушек
на сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильное
угощение, включающее плов, завершает ритуальное действие. Согласно
традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и
вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующий
день празднество продолжается.
Фатиха-туй (помолвка)
Бракосочетание
проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в
несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители
начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются
близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или
отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть
на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой
потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о
семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются
свахи. Одной из основных процедур при сватании является "фатиха-туй"
(помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в
доме девушки собираются известные в округе старики, председатель
махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего
прихода, начинается обряд "нон синдириш" (буквально "ломать лепешку").
С этого момента молодые считаются обрученными. "Фатиха-туй"
заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому из
посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также
передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По
возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с
подарками и начинают обряд "сарпо курар" (смотрины подарков). Дастархан
обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются
принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония
завершает ритуал обручения. С момента "фатиха туй" и до самой свадьбы
родители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы,
связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы у
девушки проводился обряд "киз оши" (девичник), на который девушка
приглашает своих близких и подруг.
Свадьба
Свадебный
обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и
отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои
особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла
обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день
свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится
в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в
доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает молодым "Хутбаи никох"
(молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и
женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и
жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для
регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы у невесты на
жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные к свадьбе), после
чего жених с друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия.
После возвращения жених с друзьями приезжает и невеста. Перед отправкой
в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Ее
сопровождают близкие подруги.
Они поют песни ("Уланлар" и "Ёр-ёр"). Со встречи невесты в доме жениха
и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту
до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает
"янга" (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и
готовится к встрече жениха, находясь за занавеской ("гушангой"). Через
некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в
комнату и в сопровождении "янги" направляется к занавеси, где его ждет
невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у
"янги", для чего устраивается торг. После этого жених и невеста
остаются одни на ночь. Рано утром начинается обряд "Келин саломи"
(приветствие невесты). К началу обряда во дворе собираются родители
жениха, все близкие родственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все
по очереди подходят к невесте с пожеланиями, подарками и
благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого, низко кланяясь
в пояс. Так заканчивается праздник и начинается семейная жизнь.
Утренний плов
Обряд
утреннего плова проводится во время свадьбы ("суннат-туйи" или
бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня
смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова,
предварительно согласовав его с общественностью махалли или
квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения
родственникам, соседям и знакомым. Вечером, день заранее проводится
обряд "сабзи туграр" - шинкование моркови, на который обычно приходят
соседи и близкие родственники. После окончания "сабзи туграр" все
участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и
артисты.
За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между
присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания
утренней молитвы - "бомдод намози", т.к. первыми гостями должны быть её
участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и
бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы
и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь
после этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих.
После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив
благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в
порядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более
полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют
песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся
подарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальный
плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы,
читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также
чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и
столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует
отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов
обслуживается только мужчинами.
Одежда
Своеобразие
одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми
условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты,
платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая,
длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы
человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя,
мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.
Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого
халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора
тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили
рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким
или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для
удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно
подвязывался платком или платками.
Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и
богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный
костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из
хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной
убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и
тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного
добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская
одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда
каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в
используемой ткани, форме кроя и т.д.
Головной убор (тюбетейка)
Одним
из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов
народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -
твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой
частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции
узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина)
является национальным головным убором не только узбеков, но и других
центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские,
женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной
убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)
отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и
шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов.
Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные,
слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких
слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной
нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или
серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в
основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим
тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" -
символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек
является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не
менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в
различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются
чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г.
Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех
стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд
арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая
и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый
узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и
резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие
разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум",
"Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов.
Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и
другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок", бухарская
золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи",
китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя",
"тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки.
Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор
(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев,
мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира
и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.
Махалля
К
традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относятся,
прежде всего, махалля - соседская община, объединения мужчин "джура",
цеховые объединения мастеров-ремесленников. Узбекская махалля имеет
тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых и религиозных
обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются от
поколения к поколению ритуалы их проведения. Как правило, в
традиционных махаллях действуют мечети. Сохранился и древний обычай
взаимопомощи - хашар. Методом хашара помогают близким строить дом,
благоустраивать свой район, улицу, город. В суверенном Узбекистане
махалля стала хранителем традиций культуры и нравственности узбекского
народа, признанным законом механизмом самоуправления граждан.
Сегодня махалля представляет собой территориально объединение семей с
целью кооперации и взаимопомощи как в районах индивидуальной застройки
и традиционных частях городов, так и многоэтажных домов и улиц
промышленных городов. В махалле проживают в мире и согласии люди самых
разных национальностей. Сеть из более 10 000 махаллей охватывает всю
территорию республики и являются важным звеном в укреплении
гражданского общества. Все население Узбекистана воспринимает их как
эффективную форму организации общественной жизни. Закон от 2 сентября
1992 определяет, что органами самоуправления граждан по месту
жительства являются сходы. Они избирают на 2,5 года председателя
(аксакала) и его советников. Координационным органом является
общественный неправительственный фонд "Махалля".