Баха ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд
Бахауддин Мухаммад Накшбанди (1317-1389), основатель суфийского ордена накшбандия, родился в деревне Каср-и Хиндуан (замок индусов), который в дальнейшем было переименовано в Каср-и Арифан (замок, познавших божественную истину), в 10 км от Бухары. Его отец был ткачом и чеканщиком («накшбанд»- чеканщик). Первый его учитель был шейх Мухаммад Баба Симаси (ум. В 1340).
Согласно традиции «накшбандия», свое духовное посвящение Бахауддин получил от Гиждувани. Накшбанди увидел Гиждувни во сне, и тот велел ему стать учеником бухарского шейха Саид Кулола. Бахауддин пришел к Саид Кулолу как «увайси»- тот, кто начал свой путь самостоятельно, без руководства шейха.
После этого он воспитывался у знаменитых турецких шейхов Кусама и Халиля Атаа. Он трижды совершал паломничество. По возвращении из Хаджа он посетил Мерв, после чего, до последних дней своих жил в Бухаре.
Основой Накшбандийского тариката является познание Аллаха, стремление к Его удовлетворению и поминание Аллаха скрыто, сердцем.
В связи с этим Накшбанди говорил: «Мюрид-это тот, чье скрытое воюет, а явное находится в мире», то есть, мюрид ведет в войну с собственным нафсом, работая над очищением сердца от сомнений и, вместе с тем, не дает знать другим о своем состоянии. Если мюрид говорит о макамах, на которые он не поднялся, и которых нет в нем, Аллах не дает ему подняться на этот макам и лишает его этого уровня. Ахлюллах терпеливо переносят все тяготы и невзгоды, этим они приближаются к Аллаху. Нет ни одного вали, на которого не смотрит Всевышний Аллах, независимо от того, знает вали об этом или нет. И независимо от этого, все встретившиеся с вали, получают от них баракят.»
Накшбанди принадлежат следующие слова: «Наш путь к Богу лежит не через отшельничество, отшельничество приносит славу, и за славой кроится смерть. Добрые дела обнаруживаются среди людей».
После смерти Бахауддин стал считаться покровителем Бухары. Бухарцы очень часто произносят следующее заклинание: «Бахауддин болло гордон» (отведи беду, Бахауддин).
Бахауддин был похоронен в своем родном селении. Вокруг его могилы оформился комплекс. В 16 веке по приказу Шейбани хана Абдуллазизхана у могилы шейха была построена ханака и мечеть. Позже к мечети был пристроен минарет.
В комплексе недавно завершились реставрационные работы: был пристроен айван - открытый навес, велись работы на ханском кладбище- были восстановлены могилы многих правителей Бухары, который были захоронены вокруг комплекса.
К могиле шейха не прекращается поток паломников. На территории комплекса каждую пятницу люди проводят религиозные мероприятия, совершают жертвоприношения.
Недалеко от этого комплекса расположен другой комплекс, состоящий из мечети, водоема, и могил матери Бахауддина Накшбанди и его учителя - Саид Амир Кулола.Вокруг захоронений семи суфиев в Бухаре живые люди, которые ухаживают за могилами святых. Это последователи учений этих святых. Они охотно рассказывают о деяниях святых, притчи, высказывают свое мнение.
В комплексе у захоронения
Вокруг комплексов святых разбиты прекрасные сады: деревья инжира, черешни,
груш у захоронения
Эти двое святых занимались земледелием и люди, которые чтят их, продолжают
их дело, следуя изречению
Сюда люди приезжают с подношениями (пустышки из теста, конфеты), раздают всем присутствующим, и ты принимаешь это, у тебя нет чувства брезгливости.
Ты знаешь, что у этих захоронений тебе дают эти угощения с чистой душой, с открытым сердцем, и ты считаешь, что не имеешь морального права отказаться от этого.
У захоронения
Мы посетили захоронение, и нас пригласили за столы, совершенно незнакомым людям подали горячий чай, лепешки, принесли свеже нарванный инжир.