Абдул Абд Ал-Халик Гиждувани
Абдул Абд Ал-Халик Гиждувани (1118-1180/1120), основатель суфийского ордена «Хаджаган», был одним из четырех учеников и последователей Юсуфа Хамадани. Он родился в местечке Гиждуван в 52 км от Бухары. В 22 года он стал учеником Хамадани. Гиждувани сопровождал Хамадани в Багдад, Испахан, Балх, Мерв, Бухару и Самарканд.
После того, как во второй половине 12-го века Юсуф Хамадани покинул Хорасан, а Ахмад Яссави ушел в отшельничество, Гиждувани основал школу Центрально Азиатского Мистицизма (Суфизма) – Тарикат Хаджаган – «Путь Хаджей (учителей)» - «Хаджаган».
Отличительной чертой Тариката являлась практика тихого зикра со специфическим методом концентрации. Последователи ордена выбирали добровольную бедность, вели аскетический образ жизни и соблюдали обет безбрачия.
Прямым последователем Гиждувани являлись Ходжа Мухаммад Ориф Ар Ревгари, Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий, Ходжа Али Рометаний, Ходжа Мухаммад Бобойи Самоси, Ходжа Саид Мир Кулол и Мухаммад Бахоуддин Накшбанди, который реформировал доктрину «Хаджаган» и основал тарикат «Накшбандия».
Известны следующие работы Гиждувани: «Рисала-ий-тарико», «Рисала-ий Сахавиа», «Вассият-наме», «Зикр–и ал Халик Гиждувани».
Гиждувни принадлежат следующие слова: «Бойся султана также, как ты боишься его львов», «Не сиди рядом с султаном, потому что он может ослабить твою веру и тарикат».
Могила Гиждувани находится в городе Гиждуване. На месте его захоронения, построена дахма.
8 принципов тихого, внутреннего зикра ордена Хаджаган
1. Хуш дар дам – сознательное дыхание.
«Хуш» (ум), «дар» (в), «дам» (дыхание). По словам Абдул-Халика Гидждувани, это значит: «мудрый искатель должен охранять свое дыхание от невнимательности при вдохе и выдохе, тем самым всегда удерживая свое сердце в Божественном Присутствии; он должен оживлять свое дыхание поклонением и служением и направлять это поклонение своему Господу полным жизни, ибо при каждом осознанном вдохе и выдохе дыхание живо и связано с Божественным Присутствием. Всякое дыхание, если вдох и выдох совершаются с невнимательностью, мертво, отсоединено от Божественного Присутствия».
Шейх Накшбанд сказал: «Этот орден построен на дыхании. Поэтому обязанность каждого – охранять свое дыхание во время вдоха и выдоха и далее, охранять свое дыхание в промежутке между вдохом и выдохом».
2. Назар бар кадам – наблюдение за шагами.
Это означает, что ищущий, ступая, должен обращать глаза к ногам. Куда он готовится поставить ногу, там должен быть взор. Не позволяется бросать взор то туда, то сюда, направо, налево и т.д., потому что ненужные взгляды завешивают сердце. Большинство завес на сердце созданы картинами, пересылаемыми от глаз к разуму. Так происходит это ежедневно; эти завесы могут принести сердцу неприятности «завихрений», оттого что в уме отпечатываются разного рода страсти. Эти образы – как завесы на сердце.
3. Путешествие на родину – сафар дар ватан.
Совершать путь к родной земле. Это значит, что идущий совершает путь из мира творения к Творцу. Передают, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Я иду к своему Творцу от одного состояния к лучшему состоянию и от одной стоянки к более высокой стоянке». Идти надо от желания запретного к жажде Божественного Присутствия.
Путешествие бывает внешним и внутренним. Первое – это передвижение по земле в поисках совершенного Проводника. Это помогает внутреннему путешествию. Оно требует оставления низких нравов и движения к высшим, чтобы человек выбросил из сердца все мирские желания. Он будет поднят от состояния неочищенности к состоянию чистоты. Он очистит сердце, сделав его чистым, как вода, прозрачным, как хрусталь, отполированным, как зеркало, показывающим истинное положение дел, того, что нужно ему в повседневной жизни.
4. Халват дар анджуман – одиночество в толпе.
«Халват» – уединение. Этот принцип означает внешне быть с людьми, а внутренне оставаться с Богом.
Уединение бывает внешним и внутренним. Внешнее – это уход в уединенное место, где нет людей. Оставаясь наедине, человек сосредотачивается на зикре.
Внутреннее уединение – это уединение среди людей. При этом сердце ищущего должно присутствовать со своим Господом и отсутствовать у творений, хотя внешне, физически человек находится в кругу людей. Сказано: ищущий так глубоко будет погружен в тихий зикр в своем сердце, что даже если он попадет в людскую толпу, он не услышит их голоса. Состояние зикра поглощает его и заставляет его не осознавать ничего, кроме его Господа. Это наивысшее состояние уединения, и оно рассматривается как истинное уединение, как упомянуто в Священном Коране: «Люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха» (24:37). Это путь Накшбандийского братства.
5. Ядкард – поминание.
Значение «яд» – «зикр». «Кард» означает сущность зикра. Ядкард – это совершение зикра языком и сердцем.
6. Базгашт – возвращение.
Самообладание: во время зикра мысли не должны рассеиваться. Это состояние, в котором ищущий, который делает зикр нафи ва исбат, приходит к пониманию слов Пророка (с.г.в.): «Илахи анта максуди ва ридака матлуби».
7. Нигахдашт – внимательность.
Нигах означает зрение. Это значит, что ищущий должен смотреть за своим сердцем и охранять его от проникновения дурных мыслей.
Один шейх сказал: «Благодаря тому, что мое сердце я охранял десять ночей, мое сердце охраняло меня двадцать лет».
Абу Бакр ал-Каттани: «Я был стражем у двери моего сердца 40 лет, и я никогда не открывал ее ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, пока мое сердце не перестало узнавать никого, кроме Аллаха Всемогущего и Всевышнего».
8. Яддашт – воспоминание.
Совершающий зикр хранит свое сердце с нафи ва исбатом при каждом дыхании. Это требует того, чтобы ищущий постоянно хранил свое сердце в Божественном Присутствии Аллаха. Это позволяет ему осознать и проявить Свет Сущности Единственности (анвар аз-зат ал-ахадийа).