Бухара
Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н. э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город (шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.
Достопримечательности Бухары
Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.
За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея.
Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. Как уже отмечалось, в XVI веке после установления власти узбекской династии Шейбанидов Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.
Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Голубой купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535 -1536 гг. было построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом создает один из значительных ансамблей Бухары.
Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями. Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы монументального зодчества с народными традициями, что придавало им особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов. Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин (XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде, водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.
Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц. Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.
Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш (1568-1569) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В 1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников) и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары - медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.
В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений.
Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в формировании города и сохраняют ее до настоящего времени. Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.