Достопримечательности и архитектурные памятники Бухары
В 1991 году Бухара, по решению ЮНЕСКО,была внесена в список Мирового наследия. А в 1997 году, под эгидой этой международной организации, широко праздновался 2500-летний юбилей города.
В Бухаре сохранились многочисленные архитектурные памятники всех исторических эпох, начиная с IX века н.э. и по настоящее время.
Крепость Арк (4 в. до н.э.-19 век)
Самым древним археологическим памятником города является крепость Арк. Это бывший правительственный центр. Перед ним расположена площадь Регистан («насыпная площадь»). Величественная древняя крепость Арк обращает на себя внимание каждого приезжающего в город Бухару.
По словам историка 10 века Мухаммада Наршахи, крепость Арк в течение долгого времени лежала в руинах, и только в 7 веке Бухар-худат Бидун восстановил большой дворец «ках», а потом приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепить к воротам дворца.
Согласно легенде, дворец снова рухнул и, сколько ни возобновляли постройку, восстановить здание так и не удалось. Тогда правитель, будто бы собрал ученых, и по их совету, построил дворец заново в форме созвездия Большой Медведицы, на семи столбах.
На плане Арк близок к неправильному прямоугольнику, несколько вытянутому по направлению с запада на восток. Юго-восточный угол слегка срезан, длина стен Арка 789,6 метров. Площадь 3,96 га.
В старое время перед Арком была большая низина, которая была засыпана речным песком, поэтому площадь перед крепостью получила название Регистан (рег — песок).
В начале 20 века площадь Регистан была самым оживленным местом в Бухаре. Здесь находился большой базар, располагались многочисленные медресе и мечети. На площади проходили спортивные состязания, совершались публичные казни.
В Арке проживало около 3 000 человек: жены, дети эмира, его мать, наложницы гарема, многочисленные родственники. Вынуждены были жить в Арке со своими домочадцами первый министр "кушбеги боло" и начальник тайной полиции "тупчибоши". Здесь, под особым присмотром, находились братья, дядя эмира со своими семьями и прислугой.
Еще в 20-х годах прошлого века в северо-восточной части Арка (ныне разрушенной) было много жилых зданий, в которых можно было из одной комнаты переходить в другую - это были красивые помещения, для каждой из которых была характерна особая отделка; здесь же располагалась мечеть, было небольшое медресе, баня, колодец с питьевой водой.
Мавзолей Саманидов (9-10 вв.)
На территории парка Саманидов, на одной из ее аллей, под сводами теннистых деревьев, расположен уникальный памятник 9-10 веков мавзолей Саманидов.
Это кубическое сооружение, завершаемое полусферическим куполом. Все четыре стороны здания одинаковы, ни один из них не выделен, как главный. Вход оформляет стрельчатая ниша с тремя перспективно сокращающимися арками.
По углам здания мощные трехчетвертные колонны. По верху мавзолея проходит сквозная галерея с сорока оконными проемами, она придает некоторую легкость зданию и разгружает его купол.
Композиционное решение памятника очень простое. Стены мавзолея снаружи и изнутри сложены фигурной узорчатой кладкой из обожженного кирпича. Несмотря на то, что внутреннее помещение небольшое по размерам, оно кажется просторным и воздушным.
В декоре мавзолея очень искусно использован кирпич разнообразных узоров и различных размеров: это и шлифованный кирпич, положенный плашмя, кирпич в форме крупных розеток.Для кладки стен, арок купола ,колонн и облицовки применялись кирпичи-маломерки квадратной и прямоугольной формы. Это первый объект в Средней Азии, где был использован обожженый кирпич светло-желтого цвета с розоватым оттенком.
Благодаря этому, в течение дня , при разном наклоне солнечных лучей, орнамент памятника меняет свой затейливый рисунок. Наиболее эффектен он при лунном освещении.
Здесь расположена могила основоположника Саманидского государства Исмаила Самани, его отца и внука. Исмаил Самани был правителем первого централизованного государства. Этот период — период правления династии Саманидов, характеризуется как эпоха среднеазиатского ренессанса: в это время достигла большого расцвета наука, поэзия, литература, музыка.
Много замечательных поэтов, писателей, ученых, жили и творили в эпоху Саманидов: среди них Абу Али ибн Сино (Авиценна), Рудаки, Бируни, Дакики, Аль-Кодими, Табари.
Архитектура также достигла своего расцвета. Были построены новые типы зданий мечетей, медресе, мавзолеев, караван-сараев, бань.
Мечеть
Магоки Аттори (12-16 вв.)
Мечеть находится в центре города. Она названа так потому, что на её месте прежде был торговый ряд продавцов пряностями и лекарственными травами (атторов).
Мечеть со временем почти на 6 метров ушла в землю, это объясняется тем, что вокруг здания оказались значительными культурные наслоения.
Историк X века Наршахи рассказывает, что на этом месте стояла мечеть Мах (луна), которая была построена на месте храма огнепоклонников. Здесь, два раза в год, в присутствии правителя города, устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов.
Мечеть Магоки Аттори относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах). Южный её портал, построенный в 12 веке , представляет собой шедевр архитектурного декора.
Портал и её нишевидный вход украшены резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.
Мавзолей Чашма Аюб (12,14,16 века)
«Источник святого Иова», так переводится название этого древнего памятника. Начало строительства мазара Чашма Аюб относят к эпохе правления династии Караханидов (12 в.)
Затем, по приказу Амира Тимура, в 14 веке, было продолжено строительство здания. Окончательно завершено оно было уже в 16 веке.
Мавзолей возведен над источником, который считается священным и целебным среди жителей Бухары.
Согласно легенде, в засушливые годы, жители города молили Бога о том, чтобы он послал им воду. В ответ на молитвы, появился библейский святой Иов, который ударил посохом по земле, и оттуда забил живительный родник.
Мавзолей суфия Сайфеддина Бахарзи и Буян-Кулихана (13-14 вв.)
Сейид ал-Хак ва-д Дин Абу-л-Маани Саид ибн ал Мутахар ибн Саид ал-Бохарзи (1190-1261) был учеником Наджим ад-Дин Кубро, основавшего суфийский орден «кубравийа».
Бохарзи способствовал обращению в Ислам монгольского хана Золотой Орды - Береке. Последователем Бохарзи был Чагатайский хан Буян-Кули.
Нам могилой Бохарзи был сооружен мавзолей–ханака, до конца 18 века служивший местом для радений дервишей.
Напротив могилы своего учителя был похоронен его ученик - хан Буян-Кули. Позже над его могилой также был построен мавзолей.
Ансамбль Пои-Калон (12,16 века)
Ансамбль Пои Калон состоит из 3-х архитектурных сооружений: минарета Калон, мечети Калон и медресе Мир-и-Араб, составляющих вместе целостный архитектурный ансамбль, являющийся наиболее значительным и величественным сооружением Бухары.
Минарет Калон (1127 год)
Минарет Калон (большой, великий) был построен в правление Караханидского хана — Арсланхана. Это самое высокое сооружение в старой Бухаре (46,5 метра).
Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича и увенчанный фонарем-ротондой с 16 сквозными арочными проемами. По всей высоте минарета 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.
На трех его поясах сохранились надписи: дата строительства —1127 год, имя жертвователя — правителя Бухары Арсланхана и имя строителя — усто Бако, могила которого, по преданию, находится в одном из близлежащих кварталов.
Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая расположена рядом, у подножия Великого.
Мечеть Калон (1515 год)
Соборная или пятничная мечеть Калон считается одной из древнейших в Средней Азии и второй по величине после мечети Биби Ханым (Самарканд). Археологические раскопки указывают на наличие на её территории нескольких древних полов. Строительство здания предположительно было начато в XV веке и закончено в 1515 году, об этом гласит надпись над входом в мечеть.
Мечеть принадлежит к типу открытых мечетей с большим прямоугольным двором. Главное здание у западной стены имеет художественно отделанный михраб, высокий портал с резной мозаикой и внутренний купол, поверх которого возвышается наружный купол на высоком декоративном барабане. Купол возвышается над всеми постройками города и утопает в синеве бухарского неба. Напротив мечети, на одной оси с ней, расположено медресе Мир-и-Араб.
Медресе Мир-и-Араб (1530-1536 гг.)
Медресе Мир-и-Араб некогда было знаменито во всем исламском мире. Оно построено в 1530-1536 годах по приказу правителя Бухары, Убайдуллы хана , в знак признательности суфию Абдулле аль Ямани, поднявшему народ на борьбу с иранскими завоевателями. И когда-то было не менее известно, чем каирское медресе Аль Азхар. По словам директора медресе Мухиддина Нумонова, в Мир Арабе 114 келий , по числу сур в Коране, в которых также, как и когда-то в древности, живут студенты, постигающие светские дисциплины и богословские науки.
В свое время Мир-Араб был единственным средним учебным духовным мусульманским заведением на территории бывшего СССР.
В числе знаменитых выпускников Мир Араба, называют муфтия Азербайджана Ааяло-Шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего президента Чечни Ахмада Кадырова.
Показывая аудитории, ничем не отличающиеся от классов обычной школы, Нумонов говорит, что сейчас здесь обучается сто студентов, главным образом из Узбекистана. По направлениям муфтиятов практикуется прием студентов и из других стран. Наряду с теологическими дисциплинами они изучают и вполне светские: химию, биологию, физику, этику, лексику, риторику и ораторское искусство. По окончании учебы студенты получают дипломы установленного образца, дающие им право преподавать в общеобразовательных школах.
Помещение с левой стороны от входа, усыпальница, в котором находятся захоронения Мир-и-Араба, его ученика Убайдуллы хана и его царственных родственников. С правой стороны расположена мечеть.
Ансамбль Ляби-Хауз
Ансамбль Ляби-Хауз состоит из медресе 16 века Кукельдаш, хонако и медресе Нодир Диван Беги, построенных в 17 веке и водоема-хауза. Органично вписался в этот ансамбль современный памятник легендарному герою народного фольклора Ходже Насриддину Афанди.
Ляби-Хауз (пруд) (1620 год)
Ляби-Хауз в переводе означает «у берегов водоема». Он не только дал название всему ансамблю, но и выполнял очень важную функцию в условиях тесной городской застройки, создавая своеобразный микроклимат в этой части города. Многовековые тутовые деревья , растущие вокруг водоема- хауза, дают тень в жаркие дни. Это место всегда было излюбленным местом бухарцев. Здесь располагались базар, чайхана, парикмахерские, лавки цирюльников.Водоем прямоугольной формы, размеры — 36 х 42 метра, глубина — 5 метров. Берега его, скошенные в углах, выложены крупными блоками камня, с уступами; по ним спускались за водой водоносы (машкобы), разносившие в бурдюках воду для поливки улиц и для питья. Вода в Ляби-Хауз поступала из канала Шахруд, протекающего рядом.
Большие празднества проводились именно на этой площади. Лавки украшались коврами и вышивками. Вечером зажигались огни, ставились торговые палатки. Толпы бухарцев после праздничной молитвы гуляли на площади Ляби-Хауз.
Медресе Кукельдаш (1578 год)
Самое раннее сооружение, входящее в ансамбль Ляби-Хауз, медресе Кукельдаш, Оно было построено в 16 веке. Это самое крупное медресе города. Ппредставляет собой 2-х этажное здание с большим мозаичным порталом у входа, оформленным глубокой сводчатой нишей, фланкированной на углах изящными колонками из полупрозрачного зеленого оникса. Портал медресе очень растянут и завершен башнями — гульдаста. Это сооружение имеет необычное архитектурное решение, оно не замкнуто, т. е. наружные боковые и задние стороны медресе, подобно главному, оформлены глубокими лоджиями.
В медресе 160 худжр, здесь обучались и жили 320 студентов. Декор еще тогда был небогатым, и только маленькие фрагменты сохранились до наших дней. . Позже, в 17 веке, зодчими были построены возле водоема-хауза еще два здания . Одно из них мечеть - хонако Нодир Диван Беги.
Хонако Нодир Диван Беги (1620 год)
Это прямоугольное здание с купольным крестообразным перекрытием, с нетрадиционным вытянутым узким порталом и боковыми башенками. Ниши купольного зала декорированы сталактитами. Зал однокупольный, вокруг него в 2 этажа располагаются худжры. Здесь вы видите михраб, украшенный богатым архитектурным декором.
Хонако являлось местопребыванием дервишей (странствующих монахов, проповедовавших суфизм). Суфизм — мистико-аскетическое учение в Исламе. Первоначально суфизм появился в 8 веке среди арабов в Сирии, Ираке и Египте.
Со временем появилось много орденов, таких как Кубравиа, Накшбандия. Основателем ордена Накшбандия был уроженец Бухары Бахоуддин Накшбанди. В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон, находится его мемориальный комплекс, многие другие последователи суфизма являются уроженцами нашего города, среди них Абдухолик Гиждувани, Мухаммад -аль-Бухори.
Хотя архитектурная планировка хонако непропорциональна, она всё-таки вписывается в архитектурный ансамбль. На одной оси с ним находится медресе Нодир Диван Беги.
Медресе Нодир Диван Беги (1630 год)
Медресе 17 века Нодир Диван Беги. Тот же прямоугольный портал, в 2 ряда уходящие худжры, по бокам башни — гульдаста.
Портал украшен изображениями живых существ. Это была первая попытка зодчих отойти от традиционного декора. Большой интерес представляет декорация тимпанов портала, выполненная в технике полихромной мозаики.
К лучистому солнцу устремляются сказочные птицы счастья Семург, держащие в когтях животных. Здесь также присутствует растительный орнамент — спиралевидные стебли и цветы.
В декоре отсутствует красный цвет. Это объясняется тем, что он ассоциируется с жарой, а так как. климат был очень жаркий, то зодчие старались украшать свои творения больше холодными голубыми, зелеными, синими и желтыми тонами, которые здесь и преобладают. На портале надпись на арабском языке, она гласит: «Аллах велик, Мухаммед пророк его». Это было традиционным элементом украшать порталы медресе надписями.
Слово медресе арабского происхождения, произошло от слова дарс — урок. Это учебное заведение, появилось во времена утвержденного ислама. Здесь изучали Коран, арабский, персидский языки, светские науки, географию, историю своего края.
Квадратный двор обрамлен худжрами в 2 этажа. Отличительная особенность этого медресе в том, что здесь отсутствует мечеть и классная комната (дарсхона). Это объясняется тем, что первоначально медресе было задумано как караван сарай, но по каким-то причинам затем было превращено в медресе. В настоящее время в медресе находится ремесленный центр.
Медресе Улугбека (1417 год)
Самое древнее из 3-х медресе, построенных внуком Тимура — правителем, ученым астрономом Мирзо Улугбеком. Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом — пештаком. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет 2 крыла.
С обеих сторон его закрывают две башни — гульдаста. В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот сохранилась надпись из Корана, в которой говорится, что «стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Медресе поражает исключительной строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью.
Медресе Абдуллазиз-хана (1652 год)
Медресе Абдуллазиз-хана занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки. Портал — пештак Абдуллазиз-хана поражает своей высотой и богатой наружной отделкой. Айван имеет многогранную форму и украшен свисающими сталактитами.
На его стенах написаны стихи светских поэтов. Вместо скромного геометрического и растительного орнаментов, здесь выступает более усложненный и пестрый орнамент. Сохранились изображения китайского дракона и птицы Семург. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.
В медресе имеются две мечети —зимняя и летняя. Помещения зимней мечети и классной комнаты-дарсхоны отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка. Медресе было капитально отреставрировано в 1930 году усто Ширин Мурадовым.
Дворец Ситора-и-Мохи Хоса(конец 19-го-начало 20 века)
В 4 километрах к северу от города находится дворец, принадлежавший последнему эмиру Бухары — Саид Алимхану (1911-1920 годы).
Название дворца переводится с персидского языка, как звезда и луна хана.
В декоре парадного входа во дворец использовалась мозаика самых разноцветных оттенков и цветов, что не характерно для архитектуры Бухары, использующей в основном синие, зеленые цвета.
Дворец построен по примеру традиционных бухарских домов и состоит из 3-х частей: вход, наружный двор (для мужчин) и внутренний двор (для женщин). Вход по периметру окружен мастерскими ремесленников, которые здесь работали.
Далее вы выходите на широкую площадку, в центре которого находится небольшой водоём, окруженный одноэтажным зданием, в форме буквы «г».
Архитектура напоминает европейский стиль с элементами местного зодчества. Объясняется это тем, что Амир Саид Алимхан некоторое время учился в Санкт Петербурге. Российские архитекторы приняли участие в строительстве дворца.
В Ситора-и-Мохи Хоса также находится старый дворец, построенный отцом эмира — Ахадханом. Этот дворец построен в совершенно ином стиле. Он имеет другую планировку и убранство.
В нем располагался гарем для жен эмира и его многочисленных наложниц. Фасад здания, словно в зеркале, отражается в водах водоема, построенного одновременно с дворцом Ахадхана...
Ансамбль Баха-ад-Дина Накшбанди
В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон (переводится, как "Замок, познавших Божественную Истину"), находится архитектурный комплекс Баха-ад-Дина Накшбанди.
Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Баха-ад-Дин Накшбанди, духовный покровитель Бухары, являлся основателем суфийского ордена "накшбандия", был похоронен в своем родном селении.
Недалеко от его могилы распологается могила его матери и его учителя — Саид Мир Кулола.
В 1544 году в честь Накшбанди воздвигнута дахма с мраморной резной огра --дой над его могилой, здание ханаки. На территории некрополя расположен хауз, с которым связано много легенд о Баха-ад-Дине Накшбанди.
Ежегодно могилу Баха-ад-Дина Накшбанди посещают тысячи паломников со всего мира.
Самое известное изречение Накшбанди: "Дилл ба еру, Даст ба кор» (переводят, как «Сердце возлюбленному (Аллаху), а рука — делу»). Последователи учения "накшбандия" придерживаются скромности, не афишируют своей приверженности ордену и Богу. Они живут среди простых людей, зарабатывая себе на жизнь и на пропитание своим трудом, а не подаяниями.
Шейх Мухаммад Назим Аль-Хаккани — муфтий суфийского ордена "накшбандия", основатель Исламского Верховного Совета Америки, приехавший по приглашению нашего правительства в Узбекистан, говорил так нашим соотечественникам: «Не забывайте и всегда помните, что каждая пядь вашей благодатной земли считается священной, ибо здесь покоятся великие ученые и мыслители, основатели исламской цивилизации.
Вы имеете полное право гордиться тем, что вы являетесь потомками таких людей, как Имам ал-Бухари, шейхов Абу Мансур Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Ариф Ривгари, Али Ромитани, Мухаммад Баба Самоси, Саид Амир Кулол, Мухаммад Бахауддин Накшбанди, Убайдуллох Ахрор».
Некрополь Чор-Бакр (12-16 века)
Шейх Мухаммад Ислам (ум. в 1563) был учеником и последователем главы ордена «накшбандия» Махдум-и Азъам Касани.
Считалось, что шейх Мухаммад Ислам был сейидом - потомком пророка Мухаммеда, а с материнской стороны - потомком Чингисхана. Джуйбарские шейхи со времен Саманидов занимали высшие государственные должности.
Начиная с Мухаммада Ислама, орден «накшбандия» возглавлялся Джуйбарскими шейхами. Среди мюридов Мухаммада Ислама был Искандер Шейбани - правитель Кармане и Мианкала. При поддержке Мухаммада Ислама, Абудуллахан II, с 1556 года начал борьбу за власть. Абудуллахан II захватил Бухару, и почти всю область Мавераннахра, Хорезма и Хорасана. Его политический успех дал «накшбандия» возможность распространить больше духовного влияния и непосредственно принимать участие в управлении госсударством.
Почти 20 лет джуйбарский шейх из ордена «накшбандия» – Ходжа Абу Бакр Саад являлся наставником Абудуллахана II. После смерти Ходжи, Абдуллахан II, увековечил имя своего учителя, воздвигнув вокруг его могилы комплекс, в который входила мечеть, хонака, медресе, некрополь и большой сад под Бухарой, в родовом поселении Джуйбарских шейхов – Чор-Бакре, ставшей семейной усыпальницей Джуйбаридов и местом паломничества мусульман.
Комплекс Боло- Хауз (1712, 1911, 1917 гг.)
Комплекс состоит из водоема, пятничной мечети и минарета. Пятничная мечеть Боло-Хауз расположена напротив Арка — эмирской крепости и поэтому часто правители города молились в ней.
Мечеть была построена в 1712 году по приказу жены правителя Бухары. Несмотря на то, что в тот период в Бухарском ханстве наблюдался упадок в культуре, экономике, тем не менее ,была построена одна из самых красивых мечетей Бухары.
Деревянный потолок айвана (традиционный крытый навес), который опирается на изящные колонны, богато декорирован резьбой и украшен цветочным и геометрическим орнаментом. Невысокий минарет был построен в 1917 году знаменитым бухарским мастером усто Ширин Мурадовым.
Хонако Ходжа Зайнуддин (16 век)
Мечеть Ходжа Зайнуддин расположена в одном из древних кварталов города Бухары. Она выполняла функцию квартальной мечети, служила прибежищем для странствующих дервишей и была местом , где собирались представители суфийского учения. Здесь же находилось захоронение шейха Ходжа Зайнуддина.
В композиции здания господствует главный зал, к которому примыкают подсобные помещения. Зал обширен, высок и весь насыщен декоративным убранством.
Внизу узорная мозаичная панель, на ней настенные панно, покрытые сочной росписью, в основном растительного характера, далее ,через систему четырех угловых парусов и промежуточной сетки парусов щитовидных, осуществлен переход к узорной чаше купола на сталактитовом венце. Во всем царит многокрасочный колорит с преобладанием голубого и синего.
Ханако Файзабад (16 век)
Бухара в 16 веке была местом сосредоточения дервишей. Поэтому в городе и вблизи от мест поклонения строились специальные сооружения с кельями для жилья и большими залами для коллективного радения дервишей. Этот сложившийся архитектурный тип здания получил название «ханака».
Большой, высокий, светлый зал ханаки Файзабад параден, как дворец. Он раскрыт проемами в сквозные галереи. Здесь много воздуха и нет замкнутости. Творческий замысел мастеров не скован назначением сооружения, архитектура его пронизана изящной светскостью.
Зодчие создали очень динамичную композицию внешнего облика ханаки. От низких крыльев галерей к входному порталу нарастает высота здания. Со стороны боковых фасадов центром становится купол, к которому уступами поднимаются объемы галереи, её куполов, затем восьмигранника. Сквозные галереи придают ханаке легкость и нарядность.
Медресе Чор-Минор (1807 год)
На средства богатого туркмена Халифа Ниязкула, к западу от медресе Улугбека и Абдулазизхана, было выстроено небольшое медресе Чор Минор.
Архитектура его отлична от традиционной схемы.К необычному зданию медресе пристроены четыре небольших минарета, увенчанных голубыми куполами, декор которых не повторяет друг друга. Отсюда здание и получило свое название «Чор Минор» («Четыре минарета»).
Перед зданием медресе есть дворик, посередине которого располагается облицованный каменными блоками небольшой водоем — хауз, а по бокам медресе пристроено несколько келий-худжр.
Женская суфийская обитель Киз-биби (конец 18 – начало 20 века)
На расстоянии 30 км от Бухары расположен архитектурный ансамбль Киз-биби. Местность эта в древности была густо заселена, располагалась она в низовьях Зеравшана. Постоянные перепады уровня воды и ее нехватка превратили эту территорию к 16 веку в зону песков.Именно в это время прекращают существование многие древние селения Бухарского оазиса.
В 18 веке в жизни районов наблюдается некоторое оживление, тогда же завершается строительство Киз-биби. Женская суфийская ханака Киз Биби ориентирована входной дарвазаханой на юг. Состоит из трех дворов, в которых расположены мазар Кыз Биби с айваном и мраморным надгробием, мечеть-ханака, чилля-хана, кухня, баня, совмещенная с тахарат- ханой, худжры для паломников, помещения для душевнобольных.
Весь набор функционально разных помещений этой поздней, видимо, поэтапно сложившейся ханаки, соответствует тому комплексу помещений, который был характерен для ранних средневековых ханака с внутренним двором, где жизнь суфиев протекала в изоляции от мира.
Киз-биби - имя Мастуры ханум, Визирь Мир- Араба, Садикхон, в её честь соорудил этот уникальный ансамбль. Киз-биби была женщиной-суфием, которая однажды исчезла в одной из келий монастыря. Местные жители считают, что ее дух обитает в стенах этого комплекса, помогая девушкам избавляться от бесплодия и открывая им дорогу в обретении семейного счастья.
Приезжают сюда паломницы со всех концов страны. Сюда запрещен вход мужчинам, здесь женщины, которые в постах и молитвах просят у Всевышнего даровать им детей. В одной из келий живут они по 3 дня, неустанно молятся, избегают видеться с кем-либо.
Мазар Ходжа Уббона
Мазар Ходжа-Уббон находится на небольшом холме. Рауза – большое каркасное здание. Снаружи по всем четырём углам высокие, вертикально поставленные туги.стороны мазара лежит небольшое мраморное надгробие.
Эти сооружения построены не раньше середины прошлого столетия. К мазару примыкает комплекс построек: обширная мехмонхона, мечеть. «Чашма-хана» - здание из жжённого кирпича. Постройка делится на две части, каждая перекрыта куполом. В западной половине здания колодец, с чуть горьковатой водой.
В мавзолее находится захоронение почитаемого святого Ходжа Уббона. По преданию, с 15 лет Ходжа Уббон жил в уединении в пустыне, у источника. Здесь он прожил до глубокой старости, пользовался почтением, как искусный лекарь, к которому тянулись люди, обезображенные тяжёлым кожным недугом.
Порой люди, приезжающие с разных мест, часто и очень отдалённых, живут здесь, вдали от цивилизации по 2-3 месяца. Эффект подобного лечения превосходит ожидания, и поэтому не прекращается поток людей, желающих излечиться от заболевания.
Мазар Ходжа Заффарона
Мазар Ходжа Заффарона — культовый комплекс, в котором особое место занимает колодец со священной водой. Это место хорошо известно жителям окрестных сел и районов.
Есть глубокий колодец. Исследование воды показало наличие в ней различных полезных минералов. Испокон веков сюда приходили лечиться больные желтухой. По древней легенде, Заффарон являлся наставником Ходжи Уббона. Есть предание, что Заффарон - сын халифа Усмона.
Городище Варахша (4 в. до н.э.- 8 в.н.э.)
Варахша — древняя столица бухар-худатов. Историк 10 века Наршахи писал: « Варахша – одно из селений, древнее чем город Бухара. Она была местом обитания царей и имела сильное укрепление. В Варахше было 12 оросительных каналов. В этом селении через каждые 15 дней происходит однодневный базар. Базар, который приходился на конец года, продолжается 20 дней. Его называют базаром Нового Года земледельцев. Люди Бухары от этого дня ведут счёт года».
Древнейшие сооружения, вскрытые на городище относятся к 1-3 векам. Однако, эти постройки не были первичны. К 3 веку поселение выросло и было окружено мощными городскими стенами. Одна из башен и небольшая часть стены вскрыты из- под многометровых позднейших наслоений, в северо-западном углу городища.
Подошва внешних крепостных стен лежит на уровне прилегающей местности, очевидно, это первые стены, окружавшие, увеличившееся к тому времени поселение. Сами же городские постройки располагались иногда и выше, особенно в центре поселения.
Наиболее крупные остатки сооружений относятся к 6-8 вв. жизни городища. Это грандиозные остатки цитадели, дворца, сооружений культового назначения. В центре города располагалась высокая цитадель, а с западной, примыкали парадные помещения дворца. Напротив дворца на высоком месте, на развалинах более древнего здания – храмовые постройки.
В 8 веке к городу вплотную подошли пески пустыни. Местные жители отступили перед разрушительной силой природы, и покинули свои дома и город.
Сельская округа Варахши
К югу от Варахши и к западу расположена группа тепе (курганов), самый южный Дингиль-тепе. Длина тепе 30 метров, ширина 15 метров. С южной стороны к нему примыкает второй бугор, более низкий. Оба бугра слиты воедино. Можно предположить, что здесь было некогда укреплённое жилище - типа сторожевой башни. Керамика, собранная на бугре , относится к 6-7 вв. н.э.
Большой холм Ялпак-тепе, расположенный на северо-востоке от Дингиль-тепе и Зармитана,
почти засыпан песками. Он состоит из двух холмов. Были обнаружены куски
стеклянного сплава, здесь работали стеклодувы. Оба холма окружены рвом.
Тепе Катта Ходжа-ишан, получивший своё название по находящемуся рядом мазару. Сохранились остатки зданий. Окружён рвом. Очень много керамики. Это поселение существовало до Х века.
Неподалёку от этого мазара находится селение Рамиш, сохранившее своё древнее название: «удовольствие», «спокойствие». Древнее городище состоит из трёх частей: прямоугольного холма высотой 12 метров, большого широкого холма, приблизительно квадратного в плане, и низенького холма неправильной формы. Рамиш упоминается в «Истории Наршахи», как одно из древних поселений Бухары. Основание его связывают с именем легендарного Кай-Хусрау, сына Сиявуша. Кай- Хусрау построил это селение , как крепость, для борьбы с внешними врагами.
Городище Пайкент (4-2 вв. до н.э.- 12 в.н.э.)
Одним из древнейших центров Бухарского оазиса является город Пайкент, расположенный в низовьях реки Заравшан, который возник в начале как поселение, а затем крепость, в конце 4-2 в.в. до н.э.
Крепость Пайкент, по-видимому, уже в то время играла важную стратегическую роль:
- Как пограничный военный и торговый пункт на западной окраине Согда.
- Как важный узел Великого Шелкового Пути, связывавший Индию, Бактрию, Нахшаб и далее, по высохшему ныне руслу Кашкадарьи (некогда впадала в озеро Каракуль) с Хорезмом, северными странами.
Наибольший расцвет Пайкента относится к (6-8 в.в.), благодаря своему расположению, он являлся одним из опорных пунктов на трансконтинентальной трассе Шелкового пути.
Пайкент, в отличие от других городов Средней Азии, не имел правителя, это была своеобразная «купеческая республика», здесь процветала торговля шелком. После завоевания Средней Азии арабами, Пайкент становится в 8 веке одним из крупнейших центров Бухарского оазиса по борьбе с кочевниками.
Жизнь продолжалась здесь вплоть до 12 века. Пайкент часто называют "азиатской Помпеей". Город был поглощен пустыней, этим объясняется то, что Пайкент, постепенно засыпаемый песком, хорошо сохранился.
Те