Художественная обработка металла
Узбекистан
имеет древние традиции в производстве художественных изделий из
металла. Об этом красноречиво свидетельствует совершенство бронзовых
предметов, датируемых 3-2 тысячелетием до н. э. На это указывает и
сложившееся в народном сознании то особое эстетическое отношение к
металлу как высшей не только материальной, но и духовной ценности. В
древности золото считалось земной ипостасью солнца, небесного огня и
вечности. Сходным значением наделялось и серебро, а также некоторые
сплавы. Из них изготовлялись предметы ритуальной утвари, посуда,
украшения, которые часто служили оберегом от болезней и несчастий и
наделялись сверхъестественной магической силой. Эти функции брал на
себя декоративный узор. Приемы его нанесения сводились к чеканке и
гравировке, реже использовалась сквозная ажурная резьба. В 19 - начале
20 вв. центрами производства чеканных изделий были Ташкент, Хива,
Коканд, Самарканд, Карши и Шахрисябз. Однако Бухара считалась ведущим
центром этого ремесла. Наибольшей славой пользовались изделия бухарских
мастеров, работавших в технике глубокой чеканки. В начале века в Бухаре
было до 400 ювелиров и 600 чеканщиков по меди. Независимость поистине
дала импульс к возрождению старинного искусства. Сейчас творческое
объединение народных мастеров "Усто" поставило перед собой задачу
полностью возродить этот художественный промысел.
Керамика
Изготовление
художественной керамики является одним из наиболее древних и интересных
видов декоративно-прикладного искусства в Узбекистане. Сейчас в
Узбекистане существуют три главные школы декоративной керамики - это
Ферганская школа (Риштан, Гурумсарай), Бухарско-Самаркандская школа и
Хорезмская школа. В 70-х годах риштанские мастера, некогда занимавшие
ведущее место в изготовлении качественной и красивой посуды, возродили
древнее производство плоских блюд - ляганов и кувшинов, отличающихся
изысканностью форм и росписи. Что касается форм традиционной
керамической посуды, то они мало варьируются в различных школах - это
каса, пиала, ляган, миска, бадья, кувшин, корчага, чайники и т. д. Что
же касается орнамента, то каждая школа имеет свой неповторимый стиль,
узнаваемый не только специалистами, но и обыкновенными покупателями.
Особо следует выделить Бухаро-Самаркандскую школу, которая имеет
несколько центров по изготовлению керамических игрушек. Игрушки,
изготавливаемые умелыми мастерами очень разнообразны - это и ярко
раскрашенные фигурки животных и людей, иногда забавные, иногда
трогательные, это и фантастические птицы, сверкающие своим оперением. А
в Денау братья Зухуровы производят игрушечные свистки, украшенные
желто-голубой глазурью с зелеными вкраплениями в форме птиц и животных.
Все это создает поистине сказочный мир детства.
Резьба по дереву
Старейшим центром искусства резьбы по дереву является
Хива. Ее мастера всегда славились своей искусностью в различных
ремеслах - это одновременно столяры и сборщики, художники и граверы.
Выбирая материал, хивинские мастера всегда отдавали предпочтение
местным сортам дерева - вязу и тополю. Резные двери изготовлялись из
древесины абрикоса и тутовника. Хивинские мастера А. Палванов и С.
Байбеков достигли непревзойденных творческих высот. Высокого мастерства
резьбы по дереву достигли умельцы Ташкента, Коканда, Самарканда.
Сегодня резьба по дереву является одним из наиболее популярных видов
прикладного искусства, отличающимся непрерывностью и преемственностью
традиций. Так ташкентские мастера С. Рахматуллаев и Г. Юлдашев
продолжают творческую линию старинной ташкентской школы резьбы по
дереву. Настоящим праздником стала Национальная ярмарка народных
ремесел в Ташкенте в 1995 году, проводившаяся по случаю 50 годовщины
ООН. Украшением ярмарки стали искусные работы мастеров из Хорезма,
Андижана, Джизака, Коканда, Ташкента. Новое поколение художников по
дереву вносит свой вклад в сохранение уникального древнего искусства.
Резьба по камню
К сожалению, это ремесло не стало предметом систематического изучения.
Можно найти лишь фрагментарную информацию о его развитии в некоторых
работах по прикладному искусству. По свидетельству некоторых источников
оно не нашло широкого распространения в повседневной жизни народа,
однако издревле существовали резчики по мрамору, которые изготавливали
не только детали архитектуры, но и посуду, украшенную резным
орнаментом, в основном это ступы и кувшины. Основными инструментами
служили зубила и молотки, изготавливаемые кузнецом по индивидуальному
заказу. В Хиве резчики по мрамору работали вместе с резчиками по
дереву. В основном, они специализировались по изготовлению надгробий из
камня и различных архитектурных деталей. В 19 веке своим мастерством
славились резчики из Нурата, где добывалось большое количество мрамора.
Часто в Бухару для выполнения наиболее важных работ вызывались мастера
из Нурата, хотя были умельцы и в Бухаре. Сегодня резьба по камню, как
вид прикладного искусства, также не столь развита, как скажем, резьба
по дереву. Сейчас существует только один небольшой цех в Нурате, а
мастер А. Абдуллаев является преемником и носителем традиций этого
ремесла. Что касается каменнотесных фабрик в Ташкенте, Китабе и Нукусе,
то там не применяется искусство ручной резьбы по камню.
Резьба по ганчу
Резьба по ганчу
является одним из наиболее уникальных и древних видов художественного
искусства Узбекистана, На рубеже 19-20 веков необыкновенного мастерства
добились мастера Хивы, Бухары, Ташкента, Самарканда, Ферганы. В этот
период выдающиеся мастера создали шедевры резьбы по ганчу, которые
украсили дворцы, мечети и медресе. В конце 19 века ганч стал
использоваться для украшения интерьеров в Самарканде, Бухаре и
Ташкенте. Ажурным ганчем отделывали стены и колонны, потолки и балконы.
Ганч, как декоративный материал, отличается быстрым высыханием, высокой
твердостью и чистым белым цветом. Податливость в обработке открывает
для мастера большие возможности пластического воплощения сложнейших
узоров. Бухарские художники, достигшие совершенства в искусстве по
ганчу, создали особый стиль орнамента - табака пардоз, который
органично сочетает орнаментальные мотивы с гладкой поверхностью. Особое
внимание уделялось мастерами разработке цветовой гаммы. С помощью
различных добавок тона ганча варьируются от светло-серого до
светло-желтого. С начала 20 века применение тонированного ганча
приобрело широкое распространение. В 90-х годах декоративный ганч все
шире и шире используется в архитектурном декоре Узбекистана.
Художественная обработка кожи
Художественная
обработка кожи является неотъемлемой частью городской ремесленной
традиции. Ее корни уходят далеко в прошлое к традициям народных
промыслов кочевых и полукочевых народов Центральной Азии. Из кожи
изготовлялись предметы одежды, обувь, детали снаряжения лошади, а также
различные предметы бытового назначения. Изделия из кожи украшались с
помощью тиснения разнообразных орнаментов, металлических накладок,
пряжек и т. д. Целое направление в этой области составляет конское
снаряжение. Кожаные детали богато украшались бронзовыми и серебряными
накладками самой разнообразной формы и драгоценными камнями. В начале
20 века в качестве украшения стала использоваться эмаль. Особым
художественным разнообразием отличалась мужская, женская и детская
обувь, каждая пара которой представляла собой законченное произведение
искусства. Широко использовалась богато орнаментированная и
инкрустированная, иногда с позолотой, кожа для изготовления переплетов
для книг. В последние десять лет после некоторого застоя наметились
позитивные тенденции в развитии этого вида ремесла. Ассоциации народных
мастеров "Усто" и "Мусавир" предпринимают шаги к возрождению традиций.
Используя древние техники и художественные методы, современные мастера
изготовляют переплеты для сувенирных книг и блокнотов, сувениры,
выполняют на коже тисненные сюжетные композиции.
В Узбекистане
ткачество имеет очень давние традиции. Еще в средние века ткани,
изготавливаемые узбекскими мастерами, были широко известны далеко за
его пределами. Наибольшей известностью пользовались шелковые ткани
"занданачи", отличающиеся сложным узором многоцветного переплетения с
изображением птиц, животных, растительных и геометрических мотивов.
Излюбленная композиция узоров занданачи - раппортная с ритмически
чередующимися медальонами различных форм, обрамленных крупными перлами.
В 18 веке центрами ткачества стали Бухара, Маргилан, Самарканд,
Ташкент, Хива и др. Вырабатывались хлопковые, шелковые, полушелковые и
шерстяные ткани. Красотой отличались ткани "кумач" пурпурной окраски.
Ее крашение считалось более совершенным, чем во Франции и Германии того
времени. Большой популярностью пользовались набивные ткани,
используемые для занавесей, скатертей, одежды. В них преобладали
нарядные, пышно цветущие мотивы. Ткались полосатые полушелковые ткани
"алачи", парчи с золотыми и серебряными узорами. Старинные традиции
ткачества начали возрождаться в 80-90-х годах. Современные мастера,
используя старинные техники и мотивы, создают современные ткани.
Следует отметить успехи ташкентских и маргиланских мастеров, которые
особенно преуспели в этом виде прикладного искусства.
Вышивка
Искусство вышивки в
Узбекистане обязано своим появлением творчеству узбекских женщин.
Работы вышивальщиц из Бухары всегда отличались особой красотой и
тонкостью. Типичный бухарский орнамент составляется цветами на тонких
ветках, равномерно распределенными по всей поверхности или же круглыми
розеттами, обрамленными длинными стеблями голубого, серого и
светло-желтого тонов, органично сочетающихся с красными и зелеными
тонами. Самаркандская школа вышивки отличается простотой. Узор состоит
из розетт, окруженных листьями или лепестками. В Ташкенте получили
развитие две техники крупных декоративных вышивок типа сюзанне - это
палак и гулкурапа. Сегодня искусство вышивания получило развитие в
форме промышленного производства и надомного промысла. Изготовление
сюзанне все более и более сосредоточивается в таких городах, как Ургут,
Денау, Наманган, Андижан и некоторые другие. Особое место в искусстве
вышивания занимает вышивание золотом. Первое упоминание об этом
удивительном ремесле относится к 15 веку. Сейчас, помимо традиционного
центра Бухары, искусство вышивания золотом получило распространение в
Наманганской области, ферганской долине. Вновь на свет появляются
чудесные творения искусства, по красоте не уступающие творениям древних
мастериц.
Ковроткачество
Возрождение древних
традиций узбекского ковроткачества в масштабах республики началось в
60-х годах 20 века. Однако и до этого момента наблюдалась
преемственность мастерства ткачих, передававших свой опыт из поколения
в поколение в небольших домашних мастерских. В Самаркандской области
особого мастерства достигли ткачихи в производстве великолепных
пушистых жулхирсов. Их узоры варьируются, кажется, до бесконечности в
тональностях от красно-коричневого до сине-красного. С особым
мастерством ткутся ярко контрастные по цветосочетаниям с
геометрическими узорами паласы разных типов - это и "араби" с широким
ритмичным узором, "гажари" и "терма" с композицией из чередующихся
гладких и орнаментированных полос. Яркость цветов Ферганских ковров
отличает их от всех других. В них используются в равной пропорции
глубокий красный и синий оттенки. Сейчас замечательные мастера
коврового ремесла работают в Хорезме и Ургуте, Самарканде и Нурате, в
Кашкадарье и Сурхандарье.
Производство шелка в Узбекистане
Хотя производство
шелкового волокна и создание одежды сегодня в основном
автоматизировано, почти весь тутовый шелкопряд, размножающийся в
Узбекистане, разводится на частных и индивидуальных фермах, где коконов
разводят так же, как и многие века тому назад.
В конце апреля - начале мая из специального запаса предыдущего
сельскохозяйственного года узбекское правительство распределяет яйца
тутового шелкопряда в количестве 20 граммов каждому фермеру,
собирающемуся заняться их разведением. Фермеры готовят места,
оборудованные большими коробами, имеющими специальный настил.
Единственной пищей для тутового шелкопряда являются листья тутового
дерева (тутовника), разрезаемые на маленькие кусочки. Обрезанные кроны
тутового дерева восстанавливают свои ветви к следующему году. Вначале,
20 граммов личинок тутового шелкопряда занимают площадь в 1 квадратный
метр и ежедневно потребляют до 3 кг листьев. Но со временем начинают
поглощать все больше и больше пищи.
К концу первого
месяца, каждый тутовый шелкопряд, который был настолько
микроскопическим вначале, вырастает размером с мизинец; весь запас
тутовых шелкопрядов занимает теперь 2-3 места и потребляет до 300
килограммов листьев каждый день! Тогда тутовый шелкопряд внезапно
прекращает есть, и приблизительно неделю наматывает вокруг себя
шелковое волокно в кокон. Некоторые тутовые шелкопряды называются
"оригинальными", они отделены, чтобы быть сохраненными в течение
нескольких месяцев, во время которых они кладут яйца. Остальных убивают
в коконах паром, иначе они выйдут и раскрутят шелковое волокно. Затем
каждый кокон выпаривается и тщательно раскручивается. Обычные 3-х - 4-х
сантиметровые коконы дают от 800 до 1200 метров нити волокна. Шелковую
ткань для изготовления одежды ткут из нескольких нитей намотанного
волокна. В целом в Узбекистане производится приблизительно 30.000 тонн
коконов в год. Самая большая шелковая фабрика находится в Маргилане.
Давным-давно, один из
правителей Маргилана, который имел четырех жен, решил жениться в пятый
раз. Он влюбился в молодую красивую дочь художника. Художник был
расстроен, узнав о намерении хана, и попросил его передумать. Хан
обещал отступиться только в случае, если художник произведет до
следующего утра что-то более красивое, чем его дочь. Всю ночь художник
был в отчаянии. Он не ел всё это время, не спал, не проговорил ни
единого слова. На рассвете он вышел, сел и стал наблюдать за ручьем. В
ту же минуту он увидел отражение облаков и всех цветов радуги в воде.
Он был поражен фантастической идеей, и тогда выразил всю эту красоту,
которую он видел, на ткани. И он сделал это! Маленькая часть ткани была
принесена хану. Хан был удивлен, поскольку он никогда не видел ничего
более красивое. Хан принял этот художественный образец и оставил идею
женитьбы на дочери художника. После этого случая ткань стали называть
"Хан-атласом", поскольку это было выдумано специально для хана.
|