Абдул Абд Ал-Халик Гиждувани
Абдул
Абд Ал-Халик Гиждувани (1118-1180/1120), основатель
суфийского ордена «Хаджаган», был одним из четырех
учеников и последователей Юсуфа Хамадани.
Он родился в местечке Гиждуван в 52 км от Бухары.
В 22 года он стал учеником Хамадани. Гиждувани сопровождал
Хамадани в Багдад, Испахан, Балх, Мерв, Бухару и
Самарканд.
После того, как во второй половине 12-го века Юсуф
Хамадани покинул Хорасан, а Ахмад Яссави ушел в
отшельничество, Гиждувани основал школу
Центрально Азиатского Мистицизма (Суфизма) – Тарикат
Хаджаган – «Путь Хаджей (учителей)» - «Хаджаган».
Отличительной чертой Тариката являлась практика
тихого зикра со специфическим методом концентрации.
Последователи ордена выбирали добровольную бедность,
вели аскетический образ жизни и соблюдали обет безбрачия.
Прямым последователем Гиждувани являлись
Ходжа Мухаммад Ориф Ар Ревгари, Ходжа Махмуд Анжир
Фагнавий, Ходжа Али Рометаний, Ходжа Мухаммад Бобойи
Самоси, Ходжа Саид Мир Кулол и Мухаммад Бахоуддин
Накшбанди, который реформировал доктрину
«Хаджаган» и основал тарикат «Накшбандия».
Известны следующие работы Гиждувани: «Рисала-ий-тарико»,
«Рисала-ий Сахавиа», «Вассият-наме», «Зикр–и ал
Халик Гиждувани».
Гиждувни принадлежат следующие слова: «Бойся султана
также, как ты боишься его львов», «Не сиди рядом
с султаном, потому что он может ослабить твою веру
и тарикат».
Могила Гиждувани находится в городе
Гиждуване. На месте его захоронения, построена дахма.
8 принципов тихого, внутреннего
зикра ордена Хаджаган
1. Хуш дар дам – сознательное дыхание.
«Хуш» (ум), «дар» (в), «дам» (дыхание). По словам
Абдул-Халика Гидждувани, это значит: «мудрый искатель
должен охранять свое дыхание от невнимательности
при вдохе и выдохе, тем самым всегда удерживая свое
сердце в Божественном Присутствии; он должен оживлять
свое дыхание поклонением и служением и направлять
это поклонение своему Господу полным жизни, ибо
при каждом осознанном вдохе и выдохе дыхание живо
и связано с Божественным Присутствием. Всякое дыхание,
если вдох и выдох совершаются с невнимательностью,
мертво, отсоединено от Божественного Присутствия».
Шейх Накшбанд сказал: «Этот орден
построен на дыхании. Поэтому обязанность каждого
– охранять свое дыхание во время вдоха и выдоха
и далее, охранять свое дыхание в промежутке между
вдохом и выдохом».
2. Назар бар кадам – наблюдение за шагами.
Это означает, что ищущий, ступая, должен обращать
глаза к ногам. Куда он готовится поставить ногу,
там должен быть взор. Не позволяется бросать взор
то туда, то сюда, направо, налево и т.д., потому
что ненужные взгляды завешивают сердце. Большинство
завес на сердце созданы картинами, пересылаемыми
от глаз к разуму. Так происходит это ежедневно;
эти завесы могут принести сердцу неприятности «завихрений»,
оттого что в уме отпечатываются разного рода страсти.
Эти образы – как завесы на сердце.
3. Путешествие на родину – сафар дар ватан.
Совершать путь к родной земле. Это значит, что
идущий совершает путь из мира творения к Творцу.
Передают, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Я иду к своему
Творцу от одного состояния к лучшему состоянию и
от одной стоянки к более высокой стоянке». Идти
надо от желания запретного к жажде Божественного
Присутствия.
Путешествие бывает внешним и внутренним. Первое
– это передвижение по земле в поисках совершенного
Проводника. Это помогает внутреннему путешествию.
Оно требует оставления низких нравов и движения
к высшим, чтобы человек выбросил из сердца все мирские
желания. Он будет поднят от состояния неочищенности
к состоянию чистоты. Он очистит сердце, сделав его
чистым, как вода, прозрачным, как хрусталь, отполированным,
как зеркало, показывающим истинное положение дел,
того, что нужно ему в повседневной жизни.
4. Халват дар анджуман – одиночество в
толпе.
«Халват» – уединение. Этот принцип означает внешне
быть с людьми, а внутренне оставаться с Богом.
Уединение бывает внешним и внутренним. Внешнее
– это уход в уединенное место, где нет людей. Оставаясь
наедине, человек сосредотачивается на зикре.
Внутреннее уединение – это уединение среди людей.
При этом сердце ищущего должно присутствовать со
своим Господом и отсутствовать у творений, хотя
внешне, физически человек находится в кругу людей.
Сказано: ищущий так глубоко будет погружен в тихий
зикр в своем сердце, что даже если он попадет в
людскую толпу, он не услышит их голоса. Состояние
зикра поглощает его и заставляет его не осознавать
ничего, кроме его Господа. Это наивысшее состояние
уединения, и оно рассматривается как истинное уединение,
как упомянуто в Священном Коране: «Люди, которых
не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания
Аллаха» (24:37). Это путь Накшбандийского братства.
5. Ядкард – поминание.
Значение «яд» – «зикр». «Кард» означает сущность
зикра. Ядкард – это совершение зикра языком и сердцем.
6. Базгашт – возвращение.
Самообладание: во время зикра мысли не должны рассеиваться.
Это состояние, в котором ищущий, который делает
зикр нафи ва исбат, приходит к пониманию слов Пророка
(с.г.в.): «Илахи анта максуди ва ридака матлуби».
7. Нигахдашт – внимательность.
Нигах означает зрение. Это значит, что ищущий должен
смотреть за своим сердцем и охранять его от проникновения
дурных мыслей.
Один шейх сказал: «Благодаря тому, что мое сердце
я охранял десять ночей, мое сердце охраняло меня
двадцать лет».
Абу Бакр ал-Каттани: «Я был стражем у двери моего
сердца 40 лет, и я никогда не открывал ее ни для
кого, кроме Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, пока
мое сердце не перестало узнавать никого, кроме Аллаха
Всемогущего и Всевышнего».
8. Яддашт – воспоминание.
Совершающий зикр хранит свое сердце с нафи ва исбатом
при каждом дыхании. Это требует того, чтобы ищущий
постоянно хранил свое сердце в Божественном Присутствии
Аллаха. Это позволяет ему осознать и проявить Свет
Сущности Единственности (анвар аз-зат ал-ахадийа).
|