Баха ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд
Бахауддин Мухаммад Накшбанди (1317-1389), основатель
суфийского ордена накшбандия, родился в
деревне Каср-и Хиндуан (замок индусов), который
в дальнейшем было переименовано в Каср-и
Арифан (замок, познавших божественную истину),
в 10 км от Бухары. Его отец был ткачом и чеканщиком
(«накшбанд»- чеканщик). Первый его учитель был шейх
Мухаммад Баба Симаси (ум. В 1340).
Согласно
традиции «накшбандия», свое духовное посвящение
Бахауддин получил от Гиждувани.
Накшбанди увидел Гиждувни во сне, и тот велел ему
стать учеником бухарского шейха Саид Кулола. Бахауддин
пришел к Саид Кулолу как «увайси»- тот,
кто начал свой путь самостоятельно, без руководства
шейха.
После этого он воспитывался у знаменитых турецких
шейхов Кусама и Халиля Атаа. Он трижды совершал
паломничество. По возвращении из Хаджа он посетил
Мерв, после чего, до последних дней своих жил в
Бухаре.
Основой Накшбандийского тариката
является познание Аллаха,
стремление к Его удовлетворению и поминание Аллаха
скрыто, сердцем.
В связи с этим Накшбанди говорил: «Мюрид-это
тот, чье скрытое воюет, а явное находится в мире»,
то есть, мюрид ведет в войну с собственным нафсом,
работая над очищением сердца от сомнений и, вместе
с тем, не дает знать другим о своем состоянии. Если
мюрид говорит о макамах, на которые он не поднялся,
и которых нет в нем, Аллах не дает ему подняться
на этот макам и лишает его этого уровня. Ахлюллах
терпеливо переносят все тяготы и невзгоды, этим
они приближаются к Аллаху. Нет ни одного вали, на
которого не смотрит Всевышний Аллах, независимо
от того, знает вали об этом или нет. И независимо
от этого, все встретившиеся с вали, получают от
них баракят.»
Накшбанди
принадлежат следующие слова: «Наш путь к
Богу лежит не через отшельничество, отшельничество
приносит славу, и за славой кроится смерть. Добрые
дела обнаруживаются среди людей».
После смерти Бахауддин стал считаться покровителем
Бухары. Бухарцы очень часто произносят
следующее заклинание: «Бахауддин болло гордон» (отведи
беду, Бахауддин).
Бахауддин был похоронен в своем родном селении.
Вокруг его могилы оформился комплекс. В 16 веке
по приказу Шейбани хана Абдуллазизхана у могилы
шейха была построена ханака и мечеть. Позже к мечети
был пристроен минарет.
В комплексе недавно завершились реставрационные
работы: был пристроен айван - открытый навес, велись
работы на ханском кладбище- были восстановлены могилы
многих правителей Бухары, который были захоронены
вокруг комплекса.
К могиле шейха не прекращается поток паломников.
На территории комплекса каждую пятницу люди проводят
религиозные мероприятия, совершают жертвоприношения.
Недалеко от этого комплекса расположен
другой комплекс, состоящий из мечети, водоема, и
могил матери Бахауддина Накшбанди и его учителя
- Саид Амир Кулола.
Вокруг захоронений семи суфиев в Бухаре живые люди, которые ухаживают за могилами
святых. Это последователи учений этих святых. Они охотно рассказывают о деяниях
святых, притчи, высказывают свое мнение.
В комплексе у захоронения Ходжа Али Рометаний работает 15 лет имам-хатыбом
Амрилло Султанов. Он рассказывает очень интересные вещи. Общение с ним очень
приятно. Он довольно грамотный начитанный человек, хорошо знает Коран.
Вокруг комплексов святых разбиты прекрасные сады: деревья инжира, черешни,
груш у захоронения Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий, персиковый сад у комплекса Ходжа
Мухаммад Бобойи Самоси.
Эти двое святых занимались земледелием и люди, которые чтят их, продолжают
их дело, следуя изречению Баха-ад Дин Накшбанди: «Дилл ба еру, Даст ба кор»
(переводят, как «Сердце возлюбленному (Аллаху), а рука — делу»).
Сюда люди приезжают с подношениями (пустышки из теста, конфеты),
раздают всем присутствующим, и ты принимаешь это, у тебя нет
чувства брезгливости.
Ты знаешь, что у этих захоронений тебе дают эти угощения с чистой душой, с
открытым сердцем, и ты считаешь, что не имеешь морального права отказаться от
этого.
У захоронения Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий длинные грубо сколоченные столы.
Они стоят в прекрасно ухоженном саду, под виноградниками.
Мы посетили захоронение, и нас пригласили за столы, совершенно незнакомым людям
подали горячий чай, лепешки, принесли свеже нарванный инжир.
|