Хива
Хива - старейший город в низовьях Амударьи. Впервые Хива
упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город,
расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный
Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным
торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII
веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства).
Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические
смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И
только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива
формируется как значительный культурный центр.
Достопримечательности Хивы
Наиболее древняя часть Хивы - шахристан (город) Ичан-Кала,
окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались.
У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих)
расположен Куня-Арк, старая крепость с остатками
замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из
нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу
построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя
мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и
приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными
колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.
Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена
вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь
сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые
группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные
здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные
проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие
угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными
колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.
Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть
шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это - историко-архитектурный
заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.
Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.
Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина
(XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с
небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана.
Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны
зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан,
насколько это возможно, первоначальный вид.
Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия.
Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную
плиту с двумя "сагана" (стрельчатое завершение мусульманских
надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий
рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего,
фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность
росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число
лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому,
очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда,
поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы
этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей.
Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными
усыпальницами.
В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство
усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были
пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов.
В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были
сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола
здания покрыты бирюзовыми плитками. Необычна архитектура пятничной
мечети Хивы - Джума-мечети,
построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и
украшений образуют здание размером 55 X 46 м. Потолок поддерживается
212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв.
Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция
мечети - глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий
объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким
стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько
близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.
Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза. Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия. В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака.
Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака
не достигает монументальности, свойственной многим бухарским
памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по
декоративному убранству.
В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена
длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих
ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842
гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь в притык одно к
другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика,
что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для
размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее
выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому
вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно
переметной суме - хурджуму - почему оно и получило название "Хурджум".
В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала
торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть: до невольничьего) базары
располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот
Палван-Дарваза был построен караван-сарай, подобно медресе своим
объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была
пристроена крытая галерея - пассаж (тим). В комплексе построек у
восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана - Таш-хаули.
Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и
воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных
несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.
Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной
необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный
ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и
разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли.
Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана, а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка - медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II,
которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе
Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого
составляет 14,2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и
упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет).
Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По
углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами
наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками,
облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен
майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет
орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.
В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет
(около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около
минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован
специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной
майолики. Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного
списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных
постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и
художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в
них представляет осуществленное в народных традициях декоративное
убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные
постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как
дворец Нурулла-бая, не характерны для этой части города. В
противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени.
Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной
объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат
необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные
детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь
хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.
Первое, что бросается в глаза при подхоже к городской
стене - гигантской толщины минарет, который виден от входа, да и вообще
практически с любой точки. Кстати, благодаря этому сооружению, несмотря
на запутанные улочки, потеряться невозможно. За невероятное сочетание
голубых и зеленых изразцов мы прозвали его «голубым другом». Это чудо
света начал строить один из местных ханов, со всем возможным шиком и
роскошью. С амбициями у него все было в порядке, а вот с деньгами не
сложилось. Примерно на середине строительства средства резко
закончились, а вместе с тем и рост минарета в вышину. С тех пор никто
не захотел (не осмелился?) довести минарет до ума, точнее до неба, и за
ним закрепилось название «короткий» или Кальта-Минор…
Хива - один из самых древних городов в не только в Узбекистане, но и по всей Центральной Азии.
Первые записи о Хиве были найдены в письмах арабских путешественников
(миссионеров), которые были сделаны в Х веке. Ее богатая история,
разнообразная культура и уникальное местоположение делают Хиву очень
привлекательным местом для историков, востоковедов, а так же для
обычных туристов, которые желают ощутить дух вечности. Эти старые
минареты, древние здания с большими зелено-синими куполами, веками
проверенные на прочность старые деревянные колонны с уникальной резьбой
радуют ваши глаза и заставляют почувствовать, что как-будто некая
машина времени отбросила вас во времена средневекового Туркестана
… Можно говорить много о Хиве, но как старая узбекская пословица гласит
- лучше увидеть один раз, чем слышать (читать) сотни раз.
(Кликните, чтобы увеличить)
Фотогорафии взяты с сайта Flickr и защищены лицензией Creative Commons
Хива в Google Maps
View Larger Map