Узбекистан-жемчужина востока

Хива
Меню сайта

Разделы новостей

Узбекистан /общая информация/ [5]
Суфизм [10]
Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск

Друзья сайта


    сайт по Системе Академика М.С.Норбекова в Н.Новгороде:



Некрополь Бахауддина Накшбанди
Некрополь Бахауддина
Накшбанди основателя
суфийского ордена
«накшбандия»

Одежда суфия
Одежда суфия.Халат,
исписанный мистическими
изречениями.

Ташкент. Мавзолей Зангиата — последователя суфия Ахмада Яссави.
Мавзолей Зангиата
последователя
суфия Ахмада Яссави

Странствующие дервиши.
Фотография нач.
20-го века.
Странствующие дервиши.
Самарканд. Ансамбль Ходжа Ахрар - главы ордена накшбандия в 15 веке
Самарканд.
сложился у захоронения
главы ордена
«накшбандия»
Ансамбль Ходжа Ахрар
в 15 веке Ходжи Ахрара

Женская суфийская обитель Киз-биби
Окрестности Бухары.
Женская суфийская
обитель Киз-биби.
По преданию, мазар
помогает женщинам
избавиться от бесплодия.

Самарканд. Мавзолей Пророка Даниила.
Самарканд.
Мавзолей Пророка Даниила
Легенда гласит,
что Тимур перевёз часть
останков Даниила
из Вавилона в Самарканд

Самарканд. Некрополь Шахи-Зинда.
Самарканд.
Некрополь Шахи-Зинда.
По преданию в мавзолее
захоронен
Куссам
—сына Аббаса
Бухара. Хонака Ходжа Зайн ад-Дин. В хонака дервиши обитали и совершали свои обряды.
Бухара.В
Хонака Ходжа Зайн ад-Дин
Вхонака дервиши обитали
и совершали свои обряды.

Некрополь Чор-Бакр Семейная усыпальница Джуйбарских шейхов, возглавлявших орден «накшбандия» в 16 веке.
Некрополь Чор-Бакр
Семейная усыпальница
Джуйбарских шейхов,
возглавлявших орден
«накшбандия»
в 16 веке.
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мини-чат

Наш опрос

Вы были в Узбекистане???
Всего ответов: 205

Хива

Хива Хива - старейший город в низовьях Амударьи. Впервые Хива упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город, расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства). Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива формируется как значительный культурный центр.

Достопримечательности Хивы

Наиболее древняя часть Хивы - шахристан (город) Ичан-Кала, окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк, старая крепость с остатками замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.

Ичан-Кала Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это - историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.

Хива Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина (XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана. Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.

Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя "сагана" (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда, поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.

мавзолей Пахлаван Махмуда мавзолей Пахлаван Махмуда В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов. В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Необычна архитектура пятничной мечети Хивы - Джума-мечети, построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55 X 46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети - глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.

Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза. Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия. В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака.

медресе Кутлуг-Мурад-инака Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по декоративному убранству.

В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь в притык одно к другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме - хурджуму - почему оно и получило название "Хурджум".

Хива В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть: до невольничьего) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай, подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея - пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана - Таш-хаули. Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.

Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана, а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка - медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II, которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14,2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет). Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики. Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как дворец Нурулла-бая, не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.

Первое, что бросается в глаза при подхоже к городской стене - гигантской толщины минарет, который виден от входа, да и вообще практически с любой точки. Кстати, благодаря этому сооружению, несмотря на запутанные улочки, потеряться невозможно. За невероятное сочетание голубых и зеленых изразцов мы прозвали его «голубым другом». Это чудо света начал строить один из местных ханов, со всем возможным шиком и роскошью. С амбициями у него все было в порядке, а вот с деньгами не сложилось. Примерно на середине строительства средства резко закончились, а вместе с тем и рост минарета в вышину. С тех пор никто не захотел (не осмелился?) довести минарет до ума, точнее до неба, и за ним закрепилось название «короткий» или Кальта-Минор…

Хива - один из самых древних городов в не только в Узбекистане, но и по всей Центральной Азии. Первые записи о Хиве были найдены в письмах арабских путешественников (миссионеров), которые были сделаны в Х веке. Ее богатая история, разнообразная культура и уникальное местоположение делают Хиву очень привлекательным местом для историков, востоковедов, а так же для обычных туристов, которые желают ощутить дух вечности. Эти старые минареты, древние здания с большими зелено-синими куполами, веками проверенные на прочность старые деревянные колонны с уникальной резьбой радуют ваши глаза и заставляют почувствовать, что как-будто некая машина времени отбросила вас во времена средневекового Туркестана … Можно говорить много о Хиве, но как старая узбекская пословица гласит - лучше увидеть один раз, чем слышать (читать) сотни раз.

(Кликните, чтобы увеличить)

Фотогорафии взяты с сайта Flickr и защищены лицензией Creative Commons

Хива в Google Maps

View Larger Map

Хива Хива Хива





Екатерина Геворгизова © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления и не могут быть использованы в коммерческих целях. Создатели сайта не несут ответственности за собранные здесь материалы. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через этот сайт, ему достаточно об этом сообщить по e-mail:_katrin_77@mail.ru