Бухара
Древнее поселение Бухара
возникло в первых веках н. э. В VI в. оно становится столицей
ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город (шахристан)
формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя
цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали
слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались
оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки,
относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории
города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние
улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво
поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются
многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях.
Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво
возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит
хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры
домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.
Достопримечательности Бухары
Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов)
было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г.
одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не
сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м,
слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой
кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров.
На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета
окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" -
призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за
вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее
высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и
орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он
был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.
За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120
гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга.
Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и
Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей
(михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим
орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты.
В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея.
Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о
блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком
искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в
Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в
следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара
обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для
архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции,
сдержанность декора. Как уже отмечалось, в XVI веке после установления
власти узбекской династии Шейбанидов Бухара вновь становится столицей
большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое
положение страны способствует развитию строительства. Гражданские
постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые
городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу
разросшегося в XVI веке рабада.
Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была
возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета
Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Голубой
купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую
сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535 -1536 гг. было
построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа
зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по
главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы
со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление
необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом
создает один из значительных ансамблей Бухары.
Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные
небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями.
Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные
тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы
монументального зодчества с народными традициями, что придавало им
особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов.
Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин
(XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают
сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети
Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде,
водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями
в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.
Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские
постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого
художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их
конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько
торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по
настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц.
Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.
Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и
потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение
строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются
традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из
значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш
(1568-1569) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В
1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными
известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены
с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников)
и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан
ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был
повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары -
медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив
медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их
возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью
композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.
В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах
и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений.
Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в
формировании города и сохраняют ее до настоящего времени.
Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают
вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.