Праздник
«Курбан-байрам», является частью мусульманского обряда паломничества в
Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го
месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.
Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в
главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву,
поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять
кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут
оказаться мусульмане. Мифология этого праздника восходит к
известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом
(по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на
место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая
его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй
сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний
вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Праздновать
день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с
раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но
прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную
одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть
не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие
возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице
или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они
снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где
мулла или имам-хатыб произносит проповедь. По
окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за
умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак
готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально
откармливают выбранное животное. Мусульманин, совершив заклание, не
должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и
голодных. Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во
избежание всевозможных несчастий и болезней. Близким, друзьям и
родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие
после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым,
так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается
благословенным и желательным. «Курбан Байрам», или «Ид-аль-Адха» (арабск.), - самый большой
мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца
Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. «Курман Айт» завершает собою
обряд Хаджа – паломничества к святыням Ислама – в Мекку (Саудовская
Аравия). В Кыргызстане «Курман Айт» - официальный государственный праздник. Главным
обрядом дня является заклание жертвенного животного ради Всевышнего.
Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими
корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет
Пророка Ибрахима, который, как отмечают ученые-теологи, стал примером
для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его
жизни положило начало многовековой религиозной традиции – обряду
жертвоприношения ради Единого Бога. Мясо жертвенного животного,
согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из
второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью
мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесенная жертва не
только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает
на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины. И
еще одна радость сопровождает обряд принесения жертвы в день большого
праздника Ислама: мусульмане воздают великую хвалу Господу,
сохранившего жизнь Исмаилу, ведь именно от этого благословенного
Пророка пошел арабский народ, давший человечеству последнего из Божьих
Посланников – Пророка Мухаммада. «Курман Айт» также как и «Орозо
Айт» широко празднуется во всех мечетях и на Старой площади в Бишкеке.
Ежегодно количество участвующих на площади в праздничном намазе
увеличивается и по предварительным подсчетам составляет более 100 тысяч Курбан-байрам отмечается на десятый день месяца Зуль-Хиджжа
мусульманского календаря, спустя 2 месяца и 10 дней после «Шекер
Байрамы». Наряду с последним, является крупнейшим торжеством
религиозного года. Официальные выходные по этому поводу продолжаются 4
дня, но на деле школы и некоторые другие учреждения закрываются на
неделю. Дело в том, что «Курбан Байрамы» напоминает о жертве
Ибрагима (Авраама). Подчинившись воле Всевышнего, он задумал убить
своего сына Исмаила. Но в последнее мгновение Господь отвел занесенную
уже руку Ибрахима, сказав, что тот уже выполнил уготованное ему
испытание. Вместо человека был пожертвован белый агнец и поэтому
«Курбан Байрамы» принято встречать массовой резней баранов. Причем в
это время Вы можете наблюдать, как спускают шкуру с животных прямо
посреди улицы. Строго говоря, жертвоприношение должно
производиться в долине Мина, во время паломничества (Hac) в Мекку,
частью которого и является «Курбан Байрамы». Но так как сопряженное со
значительными расходами путешествие в Саудовскую Аравию доступно далеко
не всем, в виде послабления разрешается совершать предписанный ритуал
дома. Если жертвующий строго следует кораническим предписаниям,
треть мяса принесенного им в жертву животного должна быть приготовлена
тотчас же, треть роздана нищим, а треть поделена между родственниками и
соседями. Вечером, человек, совершивший жертвоприношение, обязательно
устраивает дастархан (торжественный пир), на котором кормит всех
нуждающихся. Во главе стола, на котором преобладают разнообразные
мясные угощения, восседает улем или какой-нибудь почетный гость. Для
турок всякий Байрам - это повод воссоединиться со своими чадами и
домочадцами. На праздники автобусы, поезда и самолеты берутся штурмом,
а города пустеют, поскольку их жители стремятся как можно больше
времени провести с родными и близкими. За долгие годы существования
многонациональной Османской империи «Курбан Байрамы» настолько проник в
массовое сознание, что даже христиане, которых в Турции немало, нередко
торопятся домой, чтобы успеть к праздничному ужину в первый день
Курбана.